CALIBRATURBO.NAROD.RU

 

 

Система охлаждения

 

Поклонники двигателей LET разбросаны по всему миру. От Австралии и Южной Африки до Румынии и Швеции. И те кто живёт в жарких странах, и те, кто в странах с холодным климатом, все сходятся в одном, - эти машины склонны к перегреву.

Система охлаждения едва справляется с температурой двигателя-донора – C20XE, но C20LET производит на 54 лошади больше, притом, что раскалённый турбонагнетатель расположенный спереди ситуацию лишь усугубляет. Чтобы всё стало ещё хуже, размер радиатора пришлось уменьшить, чтобы воткнуть сбоку от него заводской интеркулер. Ну и в дополнение, весь свой жар турбина через охлаждающие патрубки сбрасывает в расширительный бачок охлаждающей системы.

 

 

Разрез охлаждающего канала турбины:

 

 

А если машина оборудована ещё и с кондиционером, то вдобавок ко всему спереди установлен ещё один массивный радиатор кондиционера (конденсатор).

И это ещё не всё. Любая чего-то стоящая «турба» должна иметь «правильный» интеркулер, и это будет фронтально расположенный интеркулер. Ещё один теплопреобразователь, нагревающий воздух перед тем как он попадёт в моторный отсек. Есть ещё и масляный радиатор, неотъемлемая часть системы смазки двигателя. Доработанная «турба» выдаст на 50-100% больше мощности и соответственно тепла. Неудивительно, что люди просто отчаиваются летом, когда температура антифриза зашкаливает за 100C. Заглушите двигатель и температура легко и быстро перевалит за 110C. Ничего хорошего при таких температурах не происходит, поверьте.

 

Какова идеальная температура охлаждающей жидкости?

Всё зависит от того, как используется машина. На трассе вы бы хотели, чтоб температура оставалась в районе 90С. В нормальные дни с постоянными ускорениями и торможениями, 95С лучше. Выхлопов меньше всего при 100C, поэтому производители стараются удерживать температуру в этом районе. Но требования двигателя к октановому числу топлива повышаются вместе с температурой антифриза. К слову, при повышении температуры двигателя на 11C (допустим с 80C до 91C) необходимо повышение среднего октанового числа на 2 единицы. Согласитесь, немало! См. разделы "зажигание" и "Топливная система".

С другой стороны нельзя сильно газовать на холодном двигателе (ниже 70С). Металл должен расшириться, а жидкости нагреться.

Взгляните на эти два термостата.

 

 

Слева тот, что “попрохладнее” - 72/85 (т.е. приоткрывается на 72C и полностью открывается при 85С). Зимой двигателю придётся помучаться, чтобы достичь 80C, а на трассе выше этого он и не поднимется. Слишком холодно для здоровья самого двигателя. Справа обычный термостат для двигателя LET с кондиционером, 92/102. Намного лучше. Помните, что оптимальная температура работы двигателя в пределах 90-100C.

 

 

Слева неоригинальный термостат. Качество его оставляет желать лучшего по сравнению с немецким, который справа. И при его производстве сэкономили на болте, который может стравливать воздух из системы (на самом деле, он и не очень-то нужен).

 

Если вдруг вы почувствуете, что вам нужен термостат “попрохладнее”, то скорее всего, вам надо бы промыть всю охлаждающую систему. Термостат с температурами ниже 92/102 нужен только в странах с тропическим климатом. А иначе это просто самообман, скрывающий непригодность радиатора, охлаждающей жидкости или патрубков, а возможно и водяного насоса. Не ищите лёгких решений, “тропический” термостат это не панацея.

 

Антифриз

Производители антифриза утверждают (а покупатели верят), что антифриз это благо для вас. Они говорят, что смесь 50/50 круглый год – это всё, что надо для полного счастья вашего двигателя. Конечно, ведь он содержит добавки от кипения, так что богатая смесь антифриза предотвратит кипение, разве это не прекрасно? К сожалению, нет. В то время как добавки от кипения могут повысить температуру кипения на несколько градусов, весь этот антифриз (вместо воды) будет намного менее эффективным в поглощении тепла и передачи его на охлаждение в радиатор. Что? Так почему же они рекомендуют его?

Ведь они не хотят, чтоб у людей ломались двигатели? Вот именно, поэтому они и рекомендуют это. Они знают, что обычный обыватель особо не заботится о соотношении воды и антифриза, поэтому самое простое решение - это соотношение удобное для круглого года, которое легко запомнить - 50/50. Они конечно же не хотят, чтобы люди ездили с сильно разбавленным водой антифризом, а потом зимой требовали возмещения по гарантии за повреждённые двигатели. Но для оптимального результата, вам нужно разное соотношение воды и антифриза, в зависимости от температуры окружающей среды. У антифриза есть главная цель - не допустить замерзания охлаждающей жидкости. Он также содержит антикоррозийные и смазывающие добавки. Правда, на самом деле в том, что вода лучший термопроводник. Имеется в виду дистиллированная вода или хотя бы неионизированная. Теплопроводящие свойства воды превосходны. Антифризу такое и не снилось, так зачем же его использовать в пропорции 50/50, если можно и без этого? Есть минимум, содержания антифриза в охлаждающей жидкости – и это 25%. Снижать эту цифру неразумно, потому что содержание антикоррозийных и смазывающих добавок окажется слишком малым. Но уже при таком соотношении - 25% антифриза и 75% дистиллированной воды летом разница будет ощутимой. А в конце лета просто слейте 2 литра (2,5 если вы в горах) охлаждающей жидкости и залейте концентрированный антифриз. Это вернёт соотношение антифриз-вода к 50/50.

Очень важно, чтобы вся охлаждающая жидкость полностью сливалась и заменялась раз в год или два, потому что в конце концов она становится кислотной. Это не то, что оставить стакан с водой в тёмной комнате. В охлаждающей системе постоянно идут химические реакции. Антифриз реагирует с металлами системы и образуются примеси, которые оседают в каналах системы. Такой налёт толщиной всего лишь в 0,3 мм может снизить эффективность охлаждения на треть! Лечить это трудно, поэтому помните о профилактике!

Предупреждения для тех, у кого есть домашние животные. Антифриз токсичен, но сладок! Он пахнет вкусно и сладкий на вкус, поэтому животные лижут его, а потом умирают. Раньше антифризы на основе метанола даже пахли ужасно, но они были запрещены директивой ЕС.

 

Проверка антифриза с помощью вольтметра

Что? Шутите, да? На самом деле, цифровой мультиметр может оказаться очень полезным при определении состояния охлаждающей жидкости. Вода не самый лучший изолятор, потому, например, не рекомендуется устанавливать розетки в ванных комнатах. Охлаждающая жидкость - это смесь чистой дистиллированной воды с различными добавками, чтоб она была проводником. Чем старее охлаждающая жидкость, тем она более кислотная и токопроводящая. И это нехорошо. Настройте мультиметр на измерение напряжения ниже 1 вольт. Один из контактов в антифриз, а второй на металлическую поверхность блока цилиндров или впуска. Вы будете удивлены, но даже с выключенным двигателем, вы увидите напряжение. Если оно меньше 0,1 В, то всё отлично. Если между 0,1 и 0,3 - не идеально и вы должны быть готовы к замене антифриза. 0,3-0,5 нехорошо. 0,5 и выше - у вас проблемы и надо промыть систему немедленно.

 

Циркуляция охлаждающей жидкости

Жидкости текут странным образом, иногда даже противореча здравому смыслу. Вам кажется, что лучше будет, если помпа будет крутиться чуть быстрее. И иногда это хорошая идея, потому что так ОЖ циркулирует быстрее. А с другой стороны завихрения, водовороты в ненужных местах, ухудшая циркуляцию, могут привести к прогоранию поршневой группы (одна из причин, почему турбирование Опелевского V6 - занятие сомнительное).

Тогда вы подумаете, а может наоборот, сделать так, чтобы помпа крутилась помедленней, чтобы у ОЖ было больше времени, чтобы сделать своё дело. И справедливости ради, нужно сказать, что иногда это правильно. Но это также может привести к появлению локального перегрева и горячих точек - Боже упаси.

И вот вдруг в голове появляется гениальная идея - увеличить диаметр водяных каналов, чтобы увеличить их пропускную способность! Это приведёт к снижению давления в системе и оставит без охлаждения удалённые участки. Это типичное явление для “доработанных” головок блока цилиндров, где диаметр водяных каналов сделаны больше, чтобы увеличить поток ОЖ. Как будто инженеры Опеля по недосмотру или своей глупости сделали отверстия в ГБЦ меньше, чем в блоке цилиндров. В то время как “спецы по тюнингу” исправляют “недоделку” производителя (после чего давление в системе падает), циркуляция ОЖ в отдалённых участках ГБЦ теряется, что приводит к выходу её из строя, а всю вину потом валят на что-нибудь другое (на турбину например). Вывод один: думайте пред тем как вносить изменения в систему охлаждения двигателя - это может иметь далеко идущие последствия, о которых вы и не подозреваете.

 

Водяной насос (помпа)

Это слабое место этих моторов, потому что помпа склонна к внезапному износу, течи и неминуемой смерти, иногда забирая двигатель с собой. Поэтому правильно было бы менять помпу каждый раз при плановой замене ремня ГРМ (каждые 45-50 тысм), так как основная работа уже будет сделана.

Обе из этих двух помп можно купить в магазинах. Та, что справа лучше, потому что не образует пузырьков в ОЖ.

 

Радиатор

Когда устанавливается фронтальный интеркулер, заводской естественно убирается. Потому что нет причин, чтобы оставлять его там и перекрывать поток воздуха, просто из-за того что радиатор крепится на него. Крепления радиатора можно немного увеличить с обеих сторон, так чтобы он встал по центру, позволяя большему количеству охлаждающего воздуха попадать в подкапотное пространство.

Это фотографии новых креплений радиатора:

 

А ещё лучше было бы заменить радиатор на больший, чтобы с пользой использовать освободившееся пространство. В этом случае возможно потребуется доработка или замена патрубков радиатора. Компромиссным решением может стать замена родного радиатора на более “толстый” неоригинальный. Он не должен дорого стоить и при этом имеет следующие преимущества:

1.      Новый радиатор абсолютно чист снаружи, пластинки прямы и покрытие цело.

2.      Новый радиатор абсолютно чист изнутри, никаких налётов, примесей, грязи. Никакая чистка радиатора не даст такого эффекта.

3.      Новый радиатор может вместить дополнительные 0,5 литра ОЖ. Чем больше жидкости в охлаждающей системе, тем меньше шансов у неё достичь критической температуры.

 

Может ли турбина работать без охлаждения?

Как ни странно, да. Хотя это конечно нежелательно, потому что дополнительная тепловая нагрузка ляжет на масло. Есть люди, которые эксплуатировали LET двигатели с турбиной без её охлаждения. Конечно, срок службы её при этом сокращается примерно в два раза и замены масла должны быть более частыми (и масло должно быть полностью синтетическим, что впрочем всегда приветствуется на этом двигателе).

 

Вентиляция подкапотного пространства

Это очень важный момент, которым многие пренебрегают. Свежий воздух поступает через входные отверстия, проходит через отверстия радиатора, патрубки и другие горячие элементы подкапотного пространства, а затем выходит наружу через воздухоотводы в конце капота или вниз под двигатель. На скорости эти отводы хорошо справляются со своей задачей.

Воздухоотводы, как эти, помогают горячему воздуху выйти из подкапотного пространства быстрее, тем самым, повышая эффективность системы охлаждения двигателя, а также интеркулера.

 

А вот противоположность воздухоотводов - воздухозаборники. На этом Мустанге они расположены напротив впускного коллектора его V8, создавая эффект сжатого воздуха. Если такие воздухозаборники установить на обычном двигателе, то, скорее всего, правильный поток воздуха будет нарушен и вреда будет больше, чем пользы. Воздухозаборники создают положительное давление, в то время как за радиаторами мы хотим отрицательное.

 

 

 

Неправильно расположенные воздухоотводы и заборники могут нарушить движение потоков воздуха, создавая завихрения, которые снизят эффективность радиаторов под капотом.

 

Вывод из вышесказанного: если сомневаешься, лучше не трогать.

 

 

 

 

К зажиганию

 

Hosted by uCoz